Южноуральцы рассказали об основных источниках получения информации

23.07.2023

Стали ли жители Челябинской области отвергать телевидение в пользу YouTube? Сдаются ли газеты под натиском сайтов, поисковиков? А может и посещаемость информационных порталов уже начала падать, так как новости вполне можно черпать из соцсетей? Новые медиа активно стараются потеснить традиционные СМИ, но те уходить в закат тоже не торопятся. В итоге что популярнее? Информационные предпочтения южноуральцев в центре внимания нового исследования Центра общественного мониторинга и проектов Челябинской области.

Борьба за внимание пользователей в разгаре. Конкуренция велика. Против традиционной троицы: пресса/радио/телевидение целый медиафронт: социальные сети, блоги и форумы; поисковики; тематические группы в мессенджерах (Telegram, Viber, WhatsApp), новостные сайты, YouTube. Свои медиапредпочтения аналитикам ЦОМ озвучили 17 600 южноуральцев. Чтобы результат был максимально реалистичным, выбрать можно было несколько источников получения информации (и это вписывается в жизненный уклад людей, условно: утром полистал информационные ленты, в машине по дороге послушал радио, на работе отвлекся на соцсети или telegram-каналы, вечером можно и телевизор посмотреть).

Но, несмотря на активное развитие онлайн-ресурсов, сенсация отменяется. Самым популярным источником получения информации среди жителей Челябинской области остается телевидение (59,1%). Серебро и бронза у социальных сетей (45%) и интернет-поисковиков (31,7%). Далее по нисходящей ответы:

• Читаю группы/каналы в Telegram, Viber, WhatsApp — 26,3%.
• Читаю новостные сайты, интернет СМИ — 24,7%.
• Предпочитаю живое общение с родственниками, друзьями — 23,9.
• Смотрю видео на YouTube — 21,1%.
• Читаю газеты, журналы — 17,5%.
• Слушаю радио — 15,4%.

Но есть пара моментов, на которых можно обратить внимание.

1. Если отследить динамику за последние 2,5 года, то можно заметить, что традиционные СМИ как заняли свою нишу, так и держат аудиторию плюс/минус несколько процентов (исключение — телевидение, где с началом ковидной пандемии процент телесмотрения скакнул с 49,3 до 62,4, и на уровне примерно 60% он и держится по сей день. Подросло и радио. Подробности в таблице ниже).


2. А вот интернет-платформы не только не отбирают пользователей у традиционных медиа, потребление в интернете становится более точечным, проявляются более конкретные «точки входа». Так, например, новостные сайты за 2,5 года по востребованности у населения рухнули почти вдвое, в то время как произошел резкий скачок у Telegram-каналов. А популярный на Западе YouTube у нас так и не стал полноценной заменой телевизору, его доля из года в год с отметки в 20% не шибко сдвигается.


Вместе с тем, в долгосрочной перспективе все же просматривается большая популяризация интернет-площадок.

  • В группе респондентов, получающих информацию по телевидению, значимо больше женщин старшего и пожилого возраста, неработающих пенсионеров, имеющих низкие доходы.
  • В группе респондентов, получающих информацию из социальных сетей, блогов и форумов, значимо больше молодых женщин и мужчин, а также женщин среднего возраста, работников бюджетной сферы, имеющих высокие доходы.
  • В группе респондентов, получающих информацию из Интернет-поисковиков, значимо больше жителей Челябинска, женщин и мужчин молодого и среднего возраста, имеющих высокие доходы.
  • В группе респондентов, получающих информацию из мессенджеров, значимо больше жителей Челябинска, молодых женщин и мужчин, женщин среднего возраста, наёмных работников на частных предприятиях, работников бюджетной сферы, имеющих высокие доходы.

То есть отслеживается, что среди потребителей традиционных СМИ чаще встречаются женщины и мужчины среднего и пожилого возраста. Ну а более молодая аудитория выбирает интернет-медиа.

Для справки: Исследование проводилось в период с 10 апреля по 21 мая 2023 года. Всего было опрошено 17600 респондентов – граждан РФ в возрасте старше 18 лет, зарегистрированных и проживающих на территории Челябинской области в 43 муниципальных образованиях. В исследовании использовался метод уличного опроса с применением методики CAPI. 

Центр общественного мониторинга
и проектов Челябинской области