НАЦПРОЕКТЫ

Южноуральцы оценили влияние нацпроектов на жизнь в территориях

14.12.2023

Три четверти (73%) жителей Челябинской области считают, что в населенных пунктах благодаря нацпроектам ситуация улучшается. Противоположное мнение у 15,8%. Какие национальные проекты у населения наиболее популярны, какие должны быть приоритетны? Отношение населения южноуральцев к национальным проектам детально изучили в «Центре общественного мониторинга и проектов Челябинской области».

В Центре общественного мониторинга на протяжении нескольких лет изучаются оценки населения относительно реализации национальных проектов. Опросы проводятся на всей территории области: от небольших сел до крупных городов, включая столицу Южного Урала. После чего социологи обрабатывают полученный массив данных и сравнивают показатели. Так вот, если затрагивать вопрос «На ваш взгляд, национальные проекты помогают или не помогают улучшить ситуацию в вашем населенном пункте?», то число положительных оценок только увеличивается, а доля скептически настроенных, напротив, снижается.


«В группе южноуральцев, считающих, что нацпроекты помогают улучшить ситуацию в их населенных пунктах, значимо больше южноуральцев с высокими доходами. Представители данной группы чаще слышали о национальных проектах, встречали информацию о реализации нацпроектов в регионе в соцсетях, на новостных сайтах, в газетах и журналах.

 Среди южноуральцев, считающих, что нацпроекты не помогают улучшить ситуацию в их населенных пунктах, значимо больше жителей небольших сёл, южноуральцев без высшего образования, с низкими доходами. Представители данной группы чаще не слышали о нацпроектах, не смогли узнать ни один из нацпроектов по названию, нигде не встречали информации о реализации нацпроектов в Челябинской области», - комментируют в «ЦОМ».

 Информированность о национальных проектах

  • Жители Челябинской области получают информацию о реализации национальных проектов преимущественно по телевидению (51,5%).
  • Средней популярностью пользуется такой источник информации о нацпроектах,
    как социальные сети (34,5%).
  • Менее популярными источниками информации о нацпроектах выступают новостные сайты в Интернете (20,1%), интернет-поисковики (15,4%), радио (13,4%), наружная реклама (13,1%), живое общение с родственниками, друзьями (12,6%), газеты/журналы (11,9%), группы/каналы в мессенджерах Telegram, Viber, WhatsАpp (10,5%) и видео на YouTube (9,8%).

      

Какие нацпроекты южноуральцы считают наиболее важными для своих территорий

  • Наиболее важным для своих населенных пунктов жители Челябинской области считают нацпроект «Здравоохранение». За два года уровень востребованности этого нацпроекта снизился на 6,2%.

  • Средний уровень востребованности в населенных пунктах региона имеют нацпроекты «Образование», «Жилье и городская среда» и «Экология». За первые два высказались чуть менее половины респондентов (см. таблицу ниже). Число людей, озабоченных вопросами экологии, судя по ответам, снижается из года в год.

  • Каждый пятый респондент высказался за «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Культуру».


Распределение ответов на вопрос «Какие национальные проекты Вы считаете приоритетными для Вашего населённого пункта?» в динамике, % от опрошенных

Приоритетные нацпроекты

  Август 2021 

  Сентябрь 2023  

1

Здравоохранение

71,8

65,6

2

Образование

47,3

46,6

3

Жильё и городская среда

44,1

45,3

4

Экология

42,6

36,6

5

Безопасные и качественные автомобильные дороги

20,5

22,5

6

Культура

18,9

19,4

7

Демография

9,2

9,6

8

Производительность труда

15,7

9

9

Малое и среднее предпринимательство

8,8

5,7

10

Туризм и индустрия гостеприимства

-

4,5

11 

Цифровая экономика

2,1

2,8

12 

Международная кооперация и экспорт

0,5

0,4

13 

Затрудняюсь ответить

1,8

2,8

 

Сумма:

283,1

270,8


 В Центре общественного мониторинга привели показатели опроса в среднем по области, исходя из всех ответов южноуральцев. Социологи также проанализировали ответы в зависимости от территорий и пришли к следующим выводам:

  • Жители Челябинска чаще узнают о нацпроектах из наружной рекламы, считают приоритетным для города нацпроект «Экология».
  • Жители средних городов чаще узнают о нацпроектах на ресурсе видеохостинга, слышали о нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства», считают этот нацпроект приоритетным.
  • Жители малых городов чаще получают информацию о нацпроектах в газетах, слышали о нацпроектах «Жилье и городская среда», «Культура», «Туризм и индустрия гостеприимства», «Малое и среднее предпринимательство», «Производительность труда», считают приоритетным нацпроект «Производительность труда»
  • Жители ЗАТО чаще узнают о нацпроектах из новостных сайтов и газет.
  • Жители небольших сёл (с новыми ФАП): чаще считают приоритетными нацпроекты «Безопасные и качественные дороги» и «Производительность труда».

Для справки:

 Исследование проводилось в период с 20.09.2023 по 03.10.2023 года в 17 населенных пунктах. Всего было опрошено 1 600 респондентов – граждан РФ в возрасте от 18 лет, зарегистрированных и проживающих на территории Челябинской области. Людей опрашивали на улицах с применением методики CAPI (исследование на планшетных компьютерах). Это позволяет получить данные с величиной статистической погрешности 2,5% (при доверительной вероятности 95%)

 

Центр общественного мониторинга
и проектов Челябинской области