Южноуральские молодые ученые могут дополнительно зарабатывать на конкурсах и грантах
Гранты и конкурсы — отличное карьерное и финансовое подспорье для молодых ученых в Челябинской области. Причем, если говорить о региональных состязаниях, то в них с 2020 по 2022 год побеждали 41,2% участников. Благодаря этому лауреаты смогли создать новые компьютерные программы (20,9%), изобретения (11,7%), полезные модели (11,1%), базы данных (10,7%), промышленные образцы (8%). Чем еще привлекает научная работа молодых специалистов? Подробности в исследовании Центра общественного мониторинга и проектов Челябинской области.
Про молодых ученых не сказать, что сидят сложа руки. Напротив, исходя из опроса, напрашивается вывод, что эти люди ставят цели и готовы стремиться к ним. Так 63,2% опрошенных уверены в том, что к успеху в научной карьере приведут трудолюбие и усидчивость. Кроме того в топе доступ к финансовым ресурсам, грантам; связи и знакомства в академической среде; способность к креативному мышлению, а также общительность и умение строить взаимодействие.
Распределение ответов на вопрос «Что сегодня, на Ваш взгляд, является основой успешной научной карьеры?», % от опрошенных
№ |
Условия для успешной научной карьеры |
% от опрошенных |
1 |
Трудолюбие, усидчивость, целеустремленность |
63,2 |
2 |
Доступ к финансовым ресурсам, грантам |
45,1 |
3 |
Связи и знакомства в академической среде |
42,7 |
4 |
Способность к креативному мышлению |
40,5 |
5 |
Общительность, умение строить взаимодействие |
39,2 |
6 |
Интеллект |
39,1 |
7 |
Публикации в авторитетных научных журналах |
31,2 |
8 |
Обладание ученой степенью |
20,6 |
9 |
Талант |
17,0 |
10 |
Зарубежные командировки и стажировки |
14,3 |
11 |
Другое |
2,5 |
12 |
Затрудняюсь ответить |
2,2 |
А еще 93,2% готовы стремиться к повышению своей квалификации (79,6% – «да, это всегда необходимо», 13,6% – «скорее да, при благоприятных условиях»). При этом каждый четвертый опрошенный (26%) собирается в ближайшие годы получить дополнительное образование.
Распределение ответов на вопрос «Какой способ повышения квалификации для Вас наиболее предпочтителен?», % от опрошенных
Способы повышения квалификации |
% от опрошенных |
Пройти курсы повышения квалификации |
63,4 |
Освоить новую методику (программу) |
50,7 |
Получить ученую степень |
24,1 |
Другое |
6,3 |
Затрудняюсь ответить |
4,2 |
Сумма: |
148,7* |
* результат более 100% из-за того, что можно было выбрать несколько вариантов ответов
Молодые — за самореализацию. Научная работа привлекает эту категорию учёных в первую очередь возможностью изучения того, что вызывает интерес (51%), а также творческим характером (39,9%) и возможностью приносить пользу обществу (33,6%). Статусные и материальные выгоды научной работы востребованы молодыми учёными в гораздо меньшей степени.
«Чем привлекает Вас научная работа?», % от опрошенных
№ |
Привлекательные стороны научной работы |
% от опрошенных |
1 |
Возможность изучать то, что мне интересно |
51,0 |
2 |
Творческий характер работы, возможность самореализации |
39,9 |
3 |
Возможность приносить пользу обществу |
33,6 |
4 |
Всегда мечтал быть ученым, работать в науке |
18,4 |
5 |
Относительно свободный график работы |
18,2 |
6 |
Возможность сделать хорошую работу и завоевать себе имя |
10,6 |
7 |
Работать в коллективе с людьми, которые меня восхищают |
10,2 |
8 |
Возможность совмещать научную деятельность с высокооплачиваемой работой |
9,5 |
9 |
Перспективы поработать за рубежом |
4,4 |
10 |
Стаж, государственное пенсионное страхование, социальные гарантии |
2,6 |
11 |
Перспективы получить жилье |
0,8 |
12 |
Предоставления отсрочки от призыва в армию |
0,0 |
13 |
Другое |
1,7 |
14 |
Ничем не привлекает |
5,2 |
15 |
Затрудняюсь ответить |
5,2 |
|
Сумма: |
211,1 |
* Выборка: молодые ученые, 138 респондентов
Тем не менее, если говорить о научной карьере, то финансы все же оттесняют творческую составляющую и выходят на первый план. Так каждый третий из опрошенных признался, что в планы на ближайшие три года входит зарабатывание денег (33,3%), прохождение дополнительного обучения или повышение квалификации (33,1%) и – в меньшей степени – получение важных научных результатов (26,2%).
«Что Вы планируете (хотели бы) достичь в ближайшие 3 года? Укажите 3 самые главные цели», % от опрошенных
№ |
Планы на среднесрочную перспективу |
% от опрошенных |
1 |
Заработать больше денег |
33,3 |
2 |
Пройти дополнительное обучение, повысить квалификацию |
33,1 |
3 |
Получить важный научный результат |
26,2 |
4 |
Организовать научную группу или научную лабораторию |
18,7 |
5 |
Защитить диссертацию |
16,7 |
6 |
Найти дополнительную хорошо оплачиваемую работу |
16,0 |
7 |
Обзавестись семьей / родить ребенка |
15,0 |
8 |
Поступить в аспирантуру (докторантуру) или закончить аспирантуру (докторантуру) |
13,6 |
9 |
Приобрести жилье, улучшить жилищные условия |
13,0 |
10 |
Побывать за рубежом на стажировке, выступить на международной конференции |
12,2 |
11 |
Другое |
5,0 |
12 |
Затрудняюсь ответить |
5,6 |
|
Сумма: |
208,5* |
* результат более 100% из-за того, что можно было выбрать несколько вариантов ответов
При этом страна дает все возможности молодым ученым получить дополнительные доходы. Как на федеральном, так и региональном уровнях развита и функционирует грантовая и конкурсная системы поддержки. Среди действующих инструментов: Фонд президентских грантов, Российский научный фонд, Российский Фонд Фундаментальных исследований, гранты Губернатора Челябинской области, а также регионального Правительства и Законодательного собрания и так далее. Тем не менее в научно-технических конкурсах в Челябинской области принимала участие менее половины молодых ученых. На областных конкурсах в сфере науки показатель и того ниже.
Принимали ли Вы лично или в составе научных коллективов участие в научно-технических конкурсах?», % от опрошенных
Принятие участия в научно-технических конкурсах |
% от опрошенных |
Да |
47,3 |
Нет |
52,2 |
* Выборка: молодые ученые, 138 респондентов
«Принимали ли Вы участие в областных конкурсах в сфере науки в 2020–2022 годах?», % от ответивших
Участие в областных конкурсах в сфере науки |
% от ответивших |
Да |
21,4 |
Нет |
78,6 |
* Выборка: участники областных конкурсов, 209 респондентов
Впрочем, вопрос может крыться в недостаточно широком освещении мер поддержки. Так на вопрос «Какие гранты или стипендии для молодых ученых Вы знаете?», затруднились ответить 79,7% опрошенных. Соответственно три четверти (75,4%) респондентов не смогли сказать, подавали ли они куда-то заявки.
Распределение ответов на вопрос «Какие гранты или стипендии для молодых ученых Вы знаете?», % от опрошенных
Информированность о грантах и стипендиях для молодых учёных |
% от опрошенных |
Гранты и стипендии Президента РФ |
10,1 |
Гранты РНФ, РФФИ, РГНФ |
8,0 |
Программа поддержки научно-технических проектов "УМНИК" |
2,2 |
Стипендия Законодательного собрания Челябинской области |
2,2 |
Другие гранты и стипендии |
8,7 |
Затрудняюсь ответить |
79,7 |
Сумма: |
110,9* |
* результат более 100% из-за того, что можно было выбрать несколько вариантов ответов
Распределение ответов на вопрос «На какие гранты или стипендии Вы подавали заявки?», % от опрошенных
Подача заявок на гранты и стипендии |
% от опрошенных |
Гранты РНФ, РФФИ |
10,1 |
Гранты и стипендии Президента РФ |
8,0 |
Гранты и стипендии Губернатора, Правительства, Законодательного собрания Челябинской области |
4,3 |
Программа поддержки научно-технических проектов "УМНИК" |
1,4 |
Другие гранты и стипендии |
3,6 |
Затрудняюсь ответить |
75,4 |
Сумма: |
102,9 |
Отметим, 45,2% респондентов–победителей областных конкурсов в сфере науки 2020–2022 годов говорят, что благодаря поддержке, оказанной в рамках этих конкурсов, разработки по итогам их проектов использовались для передачи опыта студентам и аспирантам. 35,8% респондентов заявили, что было принято решение по дальнейшему развитию их проектов: внедрить результаты в производство, открыть клиническую практику, создать лабораторию, найти технологических партнеров и закупить оборудование и т. д. Среди организаций, в деятельность которых внедрены разработки по итогам проектов, названы ММК, СПК «Сарафаново», государственный исторический музей Южного Урала, а также ЛПУ, наркологические и онкологические учреждения, ЮУГМУ и организации частного здравоохранения.
В числе других направлений влияния поддержки региона на профессиональные возможности южноуральских учёных обозначены создание мультимедийного словаря, создание сайта, приобретение оборудования на кафедру, получение полезного опыта (11,9%).
5,1% опрошенных по результатам участия в региональных проектах были повышены в должности.
«Как повлияла поддержка в рамках областных научных конкурсов 2020–2022 годов на Ваши профессиональные возможности?», % от опрошенных
№ |
Влияние поддержки в конкурсах на профессиональные возможности |
% от опрошенных |
1 |
Разработки по итогам проекта использовались для передачи опыта студентам/аспирантам (участие в совместных проектах, руководство научными коллективами и пр.) |
45,2 |
2 |
Принято решение по дальнейшему развитию |
35,8 |
3 |
Разработки по итогам реализации проекта внедрены в производство |
15 |
4 |
Меня повысили в должности |
5,1 |
5 |
Другое |
11,9 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
20,9 |
|
Сумма: |
133,9 |
* Выборка: победители областных конкурсов, 89 респондентов
По итогам при поддержке государства южноуральские молодые ученые смогли создать новые изобретения, компьютерные программы, полезные модели, базы данных и промышленные образцы. Кроме того интеллектуальная деятельность вылилась в создание ноу-хау.
Результаты интеллектуальной деятельности, % от опрошенных
Результаты |
Количество, % от опрошенных |
||
0 |
1 и более |
Затр. отв. |
|
Изобретение |
77,5 |
20,7 |
1,8 |
Программы ЭВМ |
77,3 |
20,1 |
2,6 |
Полезная модель |
80,4 |
17,8 |
1,8 |
База данных |
87,1 |
10,3 |
2,6 |
Промышленный образец |
92,8 |
4,5 |
2,7 |
Ноу-хау |
95,1 |
2,4 |
2,5 |
* Выборка: молодые ученые, 138 респондентов
Справка: Опрос проведен АНО «ЦОМ» с 9 сентября по 11 октября 2022 года. Методика исследования: CAWI (Интернет-опрос с использованием специального программного обеспечения «Тестограф», свидетельство №2017661590). В исследовании приняли участие 975 респондентов-учёных из 18 вузов Челябинской области. При этом доля женщин итоговом массиве значительно превысила долю мужчин (66,8% и 31,2%). Поэтому отмечается, что в связи с особенностями итогового массива данных результаты исследования в большей степени отражают «женский» взгляд на проблемы науки. Статистическая погрешность данных опроса не превышает 3,2% (при доверительной вероятности 95%.