Традиционные СМИ не сдаются под натиском онлайн-платформ
Современный южноуралец сегодня живет в условиях информационного пресыщения. Изобилие платформ позволяет выдвигать тезис о том, что свежий контент появляется чуть ли не ежесекундно. Однако, миф о закате традиционных источников получения информации сильно преувеличен. Вопреки скептикам, жители Челябинской области смотрят телевизор, читают новостные сайты с газетами и слушают радио. Соцсети с мессенджерами и ресурсами видеохостинга дышат в спину, но в процентном соотношении пока проигрывают. Такие выводы можно сделать из исследования об информационных предпочтениях южноуральцев, которое провели в АНО «Центр общественного мониторинга и проектов Челябинской области».
Основываясь на коммуникационных особенностях и специфике среды каждого из источников, условно их можно сгруппировать в три блока – это традиционные источники информации, интернет-источники информации и живое общение (также известное как «сарафанное радио»). В интернет-среде лидируют социальные сети, поисковики, ресурсы видеохостинга и мессенджеры.
Источники получения информации
Традиционные СМИ сохраняют ключевую роль на информационном рынке Челябинской области. 63,2% жителей региона являются активными телезрителями. 18% южноуральцев читают газеты, 15,4% слушают радио.
Среди потребителей традиционных медиа чаще встречаются женщины и мужчины среднего и пожилого возраста, неработающие пенсионеры, южноуральцы с низкими доходами, не готовые к переезду из своего муниципалитета.
Источники интернет-сегмента по объему аудитории сопоставимы с традиционными СМИ. Ключевое место с долей в 40,9% занимают социальные сети, блоги и форумы. Второй по значимости с долей в 34,4% идет получение информации из Интернет-поисковиков. Менее популярны среди жителей Южного Урала такие Интернет-источники, как новостные сайты в сети Интернет (23,5%), видео на YouTube (22,1%) группы/каналы в Telegram, Viber, WhatsApp (21,1%, +5,2% за полгода).
Потребители Интернет-медиа чаще представлены людьми молодого и среднего возраста, студентами, жителями со средними и высокими доходами, готовыми к переезду из своего муниципалитета.
Живое общение с родственниками, друзьями и знакомыми предпочитают 21,9% южноуральцев.
Пользование социальными сетями
Наиболее популярными социальными сетями и мессенджерами среди жителей Челябинской области являются ВКонтакте (53,8%) и WhatsApp (43,9%),
Ниже по списку идут такие соцсети, ресурсы видеохостинга и мессенджеры, как YouTube (28,7%), Viber (28,2%), Telegram (28%, +11,3% за полгода), Одноклассники (20,1%), TikTok (18,7%) и Instagram* (12,5%, -12,5% за полгода).
Наименее популярны у южноуральцев Facebook** (3,3%) и Twitter (2,7%).
Не пользуются социальными сетями и мессенджерами 19,5% жителей региона.
* принадлежит компании Meta, признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ
** принадлежит компании Meta, признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ
Для справки: Исследование проводилось в период с 20 апреля по 29 мая 2022 года. Всего было опрошено 17600 респондентов – граждан РФ в возрасте старше 18 лет, зарегистрированных и проживающих на территории Челябинской области в 43 муниципальных образованиях. Статистическая погрешность по всему региону составляет не более 1%. В исследовании использовался метод уличного опроса с применением методики CAPI.