Южноуральская молодёжь рассказала о своих жизненных ориентирах
Основными атрибутами молодежи сегодня являются интенсивный ритм жизни, влияние интернета, недостаток времени. В Центре общественного мониторинга изучили мировоззренческие ориентиры южноуральцев в возрасте от 14 до 35 лет. Какие у них взгляды на жизнь? Что входит в их топ ценностей? Какие аспекты среди них преобладают – материальные или нематериальные? Какие тенденции складываются исходя из статистики за несколько лет?
Ценностные флагманы
Почти 3 000 респондентов приняли участие в опросе от социологов ЦОМ. Мониторинг ведется на протяжении 4 лет. На ежегодный вопрос «Укажите те ценности, которые Вы считаете наиболее важными для себя» можно было дать несколько вариантов ответа.
- Семья (счастливая семейная жизнь) – 86,1%;
- Здоровье (физическое и психическое) – 77,9%;
- Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) – 54,3%;
- Материальный достаток, деньги – 44,1%;
- Интересная работа, карьера, труд – 43,7%;
- Дружба (наличие хороших и верных друзей) – 43,4%.
Среди менее популярных вариантов ответа:
- Свобода личности (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) – 17,6%;
- Активная, деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) – 16,3%;
- Безопасность – 14,2%;
- Возможность самореализации (творчество, любимое дело) – 13,4%;
- Социальный статус (признание и уважение в обществе) – 12,4%.
Динамика ценностей за год
Семья и здоровье выступают наиболее важными ценностями для молодежи на протяжении четырёхлетнего мониторинга. За год актуальность данных ценностей выросла на 3,3% и 3,7% соответственно.
А вот трендом ушедшего года можно назвать рост популярности духовной и физической близости с любимым человеком (+6,1%). Данная ценность за год поднялась в рейтинге с пятого на третье место. Также выросла ценность дружбы как важного приоритета в жизни молодежи (+3,6%).
Потеря актуальности характерна для таких ценностей, как свобода личности (-8,7%), интересная работа (-6,6%), возможность самореализации (-6,2%), безопасность (-5,6%) и материальный достаток (-4,9%).
«Таким образом, позитивным трендом можно назвать рост типов ценностей, связанных с социальным взаимодействием, таких как семья, любовь и дружба», – сообщают в ЦОМ.
Для справки: Исследование проводилось в период с 1 июня по 5 июля 2024 года. Всего было опрошено 2758 респондентов – граждан РФ в возрасте от 14 до 35 лет, зарегистрированных и проживающих на территории Челябинской области. В исследовании использовался комбинированный метод: уличный опрос (CAPI) для молодежи 18-35 лет, интернет-опрос (CAWI) для лиц 14-17 лет.